Далада Ю.В.
|
В ФОРМИРОВАНИИ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ОБРАЗОВАНИЯ |
Отличительной особенностью развития человечества на современном этапе, по мнению большинства специалистов, является переход к информационной цивилизации, в ходе которого приоритетное развитие получают вычислительная техника и информационные технологии, значительно увеличивающие интеллектуальные возможности людей. Создаются новые условия и в обширной сфере образования, которое призвано стать катализатором процесса информатизации общества, формирования информационной культуры человека. Применение ЭВМ в учебном процессе делает более актуальным поиск новых информационно-технологических возможностей, способных обеспечить лучший образовательный и воспитательный эффект. Процесс расширения объективного научного знания, в том числе в результате внедрения новых информационных технологий, предполагает также, с одной стороны, активное развитие методологического знания, обеспечивающего его воспроизводство, а с другой, – появление принципиально новых методик преподавания в условиях использования современных информационных средств. Пути преодоления наметившегося разрыва между теориями обучения и информационными технологиями лежат в совершенствовании системы информационного обеспечения учебного процесса, а также в разработке частных методологий и создании единой методологической научной теории, учитывающей внедрение информационных средств в учебный процесс. Психолого-педагогический аспект проблем обучения ориентирован на формирование определенного типа личности специалиста, обладающего не только профессиональными знаниями, но и высокой культурой мышления, методологическими принципами поиска и применения знаний, деятельностным научным мировоззрением. Образовательный план в этом случае строится на основе развитых методологических связей между дисциплинами. Применение новых информационных технологий в качестве обучающих средств в учебном процессе самостоятельно формирует совокупность принципиально новых форм и методов организации образования. В сочетании с уже существующими традиционными методами инновационные формы и подходы позволяют достичь максимального образовательного эффекта. Во-первых, это форма самообучения, т.е. взаимодействие обучаемого с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых. Для развития этого метода характерно применение мультимедиа-подхода, когда при помощи разнообразных средств создаются образовательные ресурсы: печатные, аудио-видеоматериалы, учебные материалы, доставляемые по компьютерным сетям, такие, как интерактивные базы данных (БД), электронные журналы, компьютерные обучающие программы. Наиболее современной формой использования новых информационных технологий в образовании является метод активного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. Значение этого метода и интенсивность его использования существенно возрастают с развитием обучающих телекоммуникационных технологий. Иными словами, интерактивные взаимодействия между самими обучающимися, а не только между преподавателями и обучаемыми, становятся важным источником получения знаний. Развитие этого метода связано с проведением учебных коллективных дискуссий и конференций. Компьютерно-опосредованные коммуникации позволяют активнее использовать такие методы обучения, как дебаты, моделирование, дискуссионные группы, методы Дельфи, форумы, проектные группы и т.д. Однако процесс формирования методики обучения инновационным дисциплинам завершенным считать нельзя, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, продолжается процесс внедрения новых информационных технологий в учебный процесс, как-то: разработка и создание специального программного обеспечения и образовательных методик. Во-вторых, до сих пор не окончено формирование методологических основ инновационных дисциплин на основе применения современных вычислительных средств. Разработка теоретических оснований частных научных дисциплин невозможна без окончания формирования общенаучной методологии на основе философских концепций, таких, как общая теория систем или теория смежных наук, а также информационного подхода, максимально учитывающего увеличение роли современных информационных средств в развитии науки и проведении научных исследований. |